Отношение к RFID в России

Радиочастотная идентификация

В последние годы в СМИ активно обсуждается роль радиочастотной идентификации. Нам вещают о том, какие преимущества предоставляет эта технология, какие виды радиочастотных меток и оборудования бывают, какую прибыль получают западные компании, внедрившие у себя системы бесконтактной идентификации.

Сейчас RFID выступает в качестве уникальной технологии, которая предоставляет неоспоримые преимущества перед привычными нам способами маркировки и идентификации. На самом деле с этими системами мы встречаемся каждый день, например, пользуясь проездными билетами в метро, отключая сигнализацию автомобиля иммобилайзером или открывая офисную дверь карточкой-ключом.

Преобладающая область применения RFID-систем - производственная и складская логистика. В данной области можно особенно оценить экономическую и стратегическую выгоду от применения столь популярных на Западе автоматизированных систем. Почему же в нашей стране пока нет столь широкого применения данной технологии? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит более подробно просмотреть все преимущества и недостатки радиочастотной идентификации.

Преимущества RFID

Использование RFID-систем экономически выгодно по двум причинам. Во-первых, такая система позволяет отслеживать движение промаркированных товаров и грузов в пределах какой-либо области, не выходя при этом за ее границы. В качестве примера можно привести маркировку возвратной тары предприятия, где расход и возврат учитывается автоматически, а факт прохождения грузом каждого технологического этапа отображается либо в базе данных, либо в радиометке, которая закрепляется на грузе. Товары при этом могут перемещаться по большой территории – это может быть цех завода, район, город и даже страна. При этом мы все равно будет иметь замкнутую систему, так как возвратные средства после прохождения определенного цикла возвращаются в исходную точку. В случае невозврата можно легко проконтролировать, откуда груз не вернулся.

Этот же принцип используется и на производстве, когда промаркированный товар фиксирует факт прохождения каждого этапа, позволяя тем самым в реальном времени следить за всем циклом производства и обработки. А по серийному номеру метки можно узнать, когда и какие технологические этапы прошел именно этот товар. Наиболее часто в таких областях используют корпусные метки с повышенным классом защиты, которые способны работать в жестких производственных условиях.

Во-вторых, RFID-система представляет выгоду с точки зрения маркировки товаров, участвующих в цепочке поставок. Здесь стоит учитывать специфику как самой технологии, так и конкретной цепочки поставок и рассматривать каждый случай в отдельности. Так, например, если мы имеем дело с группами товаров, которые не содержат жидкости и металлы, то мы можем считывать весь промаркированный товар, не нарушая при этом целостности транспортной упаковки. Таким образом, весь товар, который пришел на склад в составе коробки или паллеты может быть идентифицирован без вскрытия упаковки.

Если же товары содержат жидкость или металл, то в данной ситуации сразу два решения идентификации:

  • Маркируется сама паллета или метки размещаются между слоями упаковочной стрейч-пленки.
  • Для групповой идентификации подобных товаров необходимо правильно сориентировать промаркированные объекты относительно считывающих антенн. То есть товары необходимо расположить так, чтобы радиочастотные метки смотрели не внутрь, а на установленные по периметру проходного портала антенны.

И в том и в другом случае нет необходимости в том, чтобы обеспечивать прямую визуальную видимость меток, а значит расположить их можно в защищенных местах, например, во внутренней стороне упаковки или под слоем материала, доступного для радиоизлучения (полиэтилен, картон и т.д.).

Итак, RFID-система позволяет идентифицировать промаркированные объекты даже при непрямой видимости радиометки. Уникальный номер метки хранит в себе индивидуальную информацию о каждом объекте, благодаря чему впоследствии можно отличить абсолютно одинаковые с виду предметы. Ну и наконец, высокая скорость идентификации позволяет опознать сотни товаров буквально за считанные секунды.

Купить RFID систему вы можете в компании Rfid-m, стоимость которого удовлетворит даже небольшие предприятия, нуждающихся в экономичных устройствах.

Система бесконтактной идентификации позволяет осуществлять автоматический сбор большого количества информации о перемещении промаркированных объектов, не зависимо от того, что это будет - технологическая цепочка либо движение товаров на складе. Бизнес-процессы, протекающие на предприятии, становятся более прозрачными. Заметно сокращается время на получение информации о перемещении объектов и при этом повышается ее достоверность. А при правильно спроектированной системе, время инвентаризации можно сократить в десятки раз.

Выгода RFID-системы

Кроме экономии времени и повышения точности получаемых данных, RFID-система предоставляет и косвенную выгоду. Доступная и прозрачная информация о всех протекающих процессах на предприятии позволяет дать реальную оценку потерь и издержек, а также выявить слабые места и направить усилия на те участки, которые действительно требуют внимания и коррекции.

Предлагаем проанализировать сложности и препятствия, которые могут возникнуть при внедрении RFID-технологии и оценке ее эффективности. Первое, на что стоит обратить внимание - это цена радиометки. Очень часто можно услышать мнение, что цена является определяющим фактором при выборе данной технологии. Логично, но не совсем правильно. Выбор оборудования и расходных материалов конечно во многом зависит от финансовых возможностей заказчика, а также от экономически обоснованного применения технологии для конкретного предприятия. Под экономическим обоснованием понимается подробное исследование бизнес-процессов предприятия, а также детальный анализ архитектуры бизнес-операций. Если мы говорим о решении, которое позволит в дальнейшем экономить деньги, то по-большому счету мы не можем ориентироваться на его цену. Дело в том, что несколько лет назад компании закупали метки по цене около 1.5 долларов за штуку и экономили при этом миллионы, а сейчас цена меток не превышает и 10 евроцентов при объеме годовой поставки около миллиона.

Отношение к RFID в России

Оценка эффективности системы

Следующий вопрос – окупаемость инвестиций (ROI). Многих интересует вопрос: если компания имеет возможность интегрировать у себя RFID, то возможно ли заморозить средства до того времени, когда система окупится и начнет приносить реальные дивиденды? Здесь сразу нужно сказать - не каждое предприятие может позволить себе работать на два-три года вперед и вкладывать при этом в перспективу значительное количество денег, особенно при нестабильной экономической ситуации в стране. В данном случае лучше работать как обычно, учитывая примерные издержки и потери, а свободный капитал пустить в оборот товара. В противном случае есть вероятность, что ваша компания может быть вытеснена с рынка темами фирмами, которые оптимизируют свои бизнес-процессы и предлагают более качественный сервис за меньшие деньги.

Не менее популярный вопрос связан с нормативно-правовыми актами. Существует некая несогласованность в использовании RFID-систем мирового масштаба, возникающая из-за запрета, распространяющегося на использование определенного диапазона частот. Такой запрет поддерживает правительство разных стран.

Рассмотрим диапазон СВЧ (сверхвысокочастотное излучение) в складской логистике. Вообще, на данный момент существует европейская частота (868 МГц) и американская (915 МГц). Разделяя карту мира на 2 зоны, делаем вывод, что частота 868 МГц используется в Европе, России и Африке, а частота 915 МГц соответственно в Северной и Южной Америке, Японии и Азии.

Компаниям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность по всему миру, ставят под сомнение применение радиочастотной технологии, которое может быть использовано только наполовину или оказаться вовсе невостребованным. А уж тем предприятиям, которые осуществляют свою деятельность на территории Европы и России, уж точно есть над чем задуматься.

Что же касается непосредственно стандартов складской логистики, то с момента, когда был принят международный стандарт Gen 2 (с 2004года), оборудование и метки стали выпускать производители в разных странах мира. И если они поддерживают этот стандарт, то как показывает практика, ожидать от них можно действительно правильную и корректную работу.

Не менее важно, чтобы в процессе проведения оценки по установке системы участвовало руководство всех отделов компании, включая специалистов IT до финансового и кадрового департамента. Не исключено, что некоторые сотрудники могут выразить несогласие по внедрению данного решения по субъективным причинам, например, из-за недоверия к высоким технологиям или из-за осознания уменьшения своей значимости, ну и наконец, из-за банального нежелания обучаться и обучать своих сотрудников новым методам работы.

RFID в России.

Нужно отметить, что не только интерес, но и уровень знаний наших граждан в области RFID за последние годы заметно прогрессировали. И не смотря на то, что до сих пор существует достаточно больше количество заблуждений, которые впрочем традиционно сопровождают новые технологии, в России уже имеются функционирующие RFID-системы, наглядно демонстрирующие экономическую эффективность. Но пока таких предприятий достаточно мало, и большинство являются пилотными проектами.

Первыми предприятиями, которые решили на свой страх и риск опробовать данную технологию, были предприятия абсолютно разного уровня, работающие в разных отраслях – начиная от заводов по производству заканчивая торговыми компаниями. Многие из них столкнулись с 2мя проблемами.

Первая – не все компании оказались готовыми претерпевать изменения в организационной деятельности. Они хотели оставить все как есть, а после внедрения RFID, получить грандиозные результаты. Поэтому мы отмечаем, что для достижения максимальной эффективности от установки системы, нужно в первую очередь максимально оптимизировать, упорядочить и сделать прозрачными процессы, в область которых попадает внедрение RFID. Если, скажем, на складе царит бардак, и никто ни за что не отвечает и не знает, а все протекающие процессы - приемка, хранение и отгрузка - происходят хаотично, то RFID-системы создадут еще большую неразбериху.

Многие компании боятся того, что с внедрением RFID им придется дополнительно выделить зону маркировки или увеличить зону приемки, четко выполнять инструкции. А предоставление точных и достоверных качественных и количественных показателей вообще кажется нереальным. В данном случае, мы отмечаем, что даже если на предприятии будет наведен четкий порядок, сама цепочка перемещения товаров предполагает наличие систем радиочастотной идентификации. То есть если крупная компания по перевозке грузов отправляет их буквально с колес, то маркировать их в данном случае просто некогда.

Вторая проблема.

Большинство компаний забывают о том, что внедрение RFID-систем представляет собой сложный и ответственный процесс. Сейчас заниматься RFID-системами действительно очень выгодно и актуально. Поэтому количество фирм, стремящихся занять нишу радиочастотной идентификации, растет с каждым днем. Но только не все задумываются о том, что для такой деятельности требуется квалифицированный персонал и необходимые знания в данной области, а также солидные финансовые вложения. Не меньшую роль играют надежность и финансовая ответственность компании-интегратора. Достаточно большое количество проектов благополучно канули в лету, так как компании-интеграторы были не в состоянии развернуть систему так, как этого требует специфика оборудования и самого предприятия. Важно то, что в такой ситуации страдают только заказчики, которые выступают в роли подопытных кроликов, поверившие амбициозным уверениям интеграторов, что их решение будет по-настоящему эффективно и принесет заметную прибыль. В результате заказчик, наоборот, несет солидные финансовые потери, а к RFID технологии формируется негативное отношение.

Напоследок мы хотели бы сказать, что технологию радиочастотной идентификации не стоит недооценивать или переоценивать. Одинаковых проектов по сути существовать не может, так как каждый склад, каждая производственная линия, каждая цепочка поставок – это индивидуальный организм со своими особенностями. Поэтому для того, чтобы получить выгоду от новых технологий, стоит прежде задуматься над целесообразностью их использования и проконсультироваться со специалистами в данной области.

Отношение к RFID в России

RFID метки
RFID чип
RFID защищенные метки
RFID метки на металл
RFID метки самоклейки
Специальные UHF метки
RFID метки для животных
RFID метки для птиц
Расходные материалы
Риббоны
Этикетки
RFID принтеры
RFID карточные
RFID мобильные
RFID начального класса
RFID промышленного класса
RFID среднего класса
RFID суперпромышленного класса
RFID считыватели
Стационарные
Монтируемые на ТС
Ручные мобильные
Настольные
RFID ворота
RFID портал
RFID антенны
RFID замки
Идентификаторы для RFID
RFID карты
RFID этикетки
RFID браслеты
RFID брелки
RFID ключи
RFID крепеж
RFID Билеты и жетоны
RFID диски
RFID колбы
RFID ярлыки
RFID датчики
RFID системы
Транспорт и логистика
Здравохранение
Книжная индустрия(библиотеки)
Мониторинг за перемещением
Производство
Образование
Животноводство и птицеводство
Оптовая и розничная торголя
Логистика на складах
Одежда и обувная индустрия
Ювелирная индустрия
Фармацевтика
Управление и учёт имущества
Маркировка шуб



Аксессуары для RFID-систем
RFID Усилители
RFID Датчики
RFID Разъёмы
RFID Аккумуляторы
RFID Кабели
RFID Стилусы
RFID Гарнитуры
Аксессуары для переноски
Зарядные устройства
Базовые станции
Блоки питания
Защитные аксессуары
Модули расширения
Внедрение rfid
RFID Статьи
RFID Видео